Модуляция (музыка)

Модуля́ция (лат. modulatio — соразмерность, размеренность; в терминологическом смысле — мелодия, размеренная «правильными» числовыми отношениями, музыкальными интервалами; от modulari [← modulus ← modus] — соразмерять, произносить/петь в соответствии с мерой) — многозначный музыкально-теоретический термин, описывающий категорию гармонии (звуковысотной структуры). Из нескольких значений «модуляции» ныне наиболее распространённое — переход из одной тональности в другую.

 

 

Модуляция в античности, Средневековье, Возрождении[править | править вики-текст]

Начиная с Цензорина («Die die natali», 238 г. н. э.) в античности (у АвгустинаБоэцияКассиодора и др.) и на всём протяжении Средневековья (начиная с трактатов каролингского Возрождения, IX в.), вплоть до XVI века (в Германии и позже) понятие мелодии было «арифметическим», противоположным тому лирико-эмоциональному представлению, которое установилось в эпоху Нового времени и удерживается до наших дней[1]. Сама музыка определялась как наука (техника, искусство) хорошей (правильной) соразмерности (musica est scientia [vel ars] benemodulandi). Прототипом этого определения Цензорина, тщательно разобранного Августином (в Первой книге трактата «О музыке»), повторенного Кассиодором и многими другими учёными вплоть до XVI века[2], в филологической и музыкальной науке упорно считают Варрона, однако ни в одном из сохранившихся фрагментов Варрона такого определения музыки нет. Мало того, ни один из античных и средневековых учёных, у которых проходит определение музыки через «модуляцию», не приписывает его Варрону. Латинские словаmodulatio / modulari, возможно, были переводами греческих слов μελῳδία / μελῳδεῖν. В отличие от глагола «петь» (ἀείδω, стяж. форма ᾄδω) «мелодировать» означало петь дискретными интервалами, «перешагивая через промежутки между высотами, останавливаясь же на самих высотах и озвучивая только их; это и называется „петь“ (μελῳδεῖν), то есть двигаться по интервалам» (Аристоксен)[3].

Мелодия, понимаемая как упорядоченное («ладное») развёртывание во времени музыкальных интервалов, и естьмодуляция в коренном смысле этого слова.

Модуляция в Новое время[править | править вики-текст]

В позднем значении модуляция — переход из одной мажорной или минорной тональности в другую, мажорную или минорную, тональность. В этом значении термин «модуляция» впервые употребил Александр Малколм в 1721 г.[4] В употреблении Малколма «модуляция» синонимична «отклонению»[5] (в нынешнем школьном значении термина), всякое временное изменение тональности (смена ЦЭС = тоники) названо словом «модуляция». В Испании практические рекомендации Антонио Солера, как модулировать кратчайшим способом в любую из 24 тональностей, ещё в 1762 году воспринимались как дерзкое новаторство[6]. В Германии термины отклонение (Ausweichung) и модуляция (Modulation) употреблялись терминологически неразличимо до середины XIX века. Нынешнее словоупотребление окончательно закрепилось в работах Г. Римана[7]. В этом значении (из германской музыкальной теории) термин перешёл в советские учебники гармонии[8]; другие (исторические) значения термина modulatio в школьной практике не рассматриваются.

Модуляция (и отклонение) в гармонической тональности классико-романтического типа — один из типовых способов развёртывания лада, средство динамизации музыкальной формы в диапазоне от незатейливых песен до масштабных сонат и симфоний.

Элементами модуляции являются:

  • Исходная тональность — та, из которой совершается переход;
  • Новая тональность — та, в которую совершается переход;
  • Модулирующий аккорд — первый аккорд новой тональности, не укладывающийся в звукоряд исходной тональности и нехарактерный для неё;
  • Посредствующий (общий, укладывающийся в звукоряды обеих тональностей) аккорд, стоящий перед модулирующим аккордом.

Модуляции классифицируются по трём признакам:

  • По родству тональностей — на модуляции первой, второй и третьей степени;
  • По способу перехода (то есть по отношению посредствующего аккорда к новой тональности) — на модуляцию постепенную, энгармоническую, эллиптическую;
  • По значимости тональностей — на модуляцию совершенную и отклонение.

Встречается также так называемая внезапная модуляция, осуществляемая без общего аккорда путём сопоставления тоник и секвентного (на другой высоте) повтора музыкального построения.

Другие значения слова[править | править вики-текст]

Словом «модуляция» (англ. modulation) англоязычная музыкальная наука также называет древнегреческуюметаболу[9]. Авторы популярного в Германии трёхтомника «Введение в интерпретацию григорианского хорала» Л.Агустони и И.Б.Гёшль называют «модуляцией» (нем. Modulation) метаболу по системе (частичную транспозицию монодии)[10].

Распространённый в XVII и XVIII веках термин musica modulatoria означал искусство (технику) музыкального исполнительства, вокального или инструментального. Значения modulari (и дериватов), реферирующие музыкальное исполнительство, маргинально появлялись уже в Средние века в связи с нестрогим (нетерминологическим) употреблением слова в значении «петь» (вокальную музыку) или «исполнять» (музыку на музыкальном инструменте).