Либеральное масонство

Либеральное масонство — одно из течений в мировом масонстве, объединяющее ложи и великие ложи (великие востоки) в это течение на основе принципа абсолютной свободы совести. Эта новая концепция масонства родилась на конвенте Великого востока Франции в 1877 году[1]. Как и все права человека они тесно связаны с идеей гуманизма и просвещения, с идеей права на естественное развитие. Уставы сегодняшних либеральных великих лож подчёркивают и расширяют эти принципы, такие как: свободу, в частности, свободу собраний и свободу вероисповедания и социальных прав человека, таких, как самоопределение, равенство между мужчинами и женщинами, а также контроль власти через систему сдержек и противовесов[2][3].

Содержание

История

Рождение либерального масонства

В 1877 году, на конвенте Великого востока Франции, по инициативе кальвинистского священника и члена ВВФ Фредерика Десмона, была исключена из обязательного требования о членстве в ВВФ ландмарка о вере в Высшую Сущность (Бога) — что позволило ОВЛА и связанным с ней ложам рассматривать данное решение ВВФ как несоблюдение ландмарок и попытку отхода от масонских традиций[4].

По поводу ландмарки о вере в Бога к представителям лож, Десмон говорит о формулировке статьи 1 Конституции ВВФ 1849 года, которое войдет в историю и получит горячую поддержку большинства досточтимых мастеров лож ВВФ[5]. Он в частности неоднократно говорил:

 
Фредерик Десмон

"(…) Мы просим удаления этой формулы, потому что она ставит в неловкое положение досточтимых мастеров лож, а также это не менее важно для многих профанов, которые воодушевленные искренним желанием стать частью нашего большого и благородного общества, которое представлено, по праву, как широкая и прогрессивная организация, которая внезапно установила этот догматический барьер, который их совесть не позволяет им пересекать.

Мы требуем отмены этой формулы, потому что она кажется совершенно ненужной и чуждой цели масонства. — Когда общество ученых встречается, чтобы рассмотреть научный вопрос, то оно для чего-то вынуждено использовать в основе своего устава богословские формулы? — Они должны из-за этого отказаться от научных целей, не так ли? — Они изучают науку независимо от любой идеи или религиозной догмы. — Не должна ли она быть правдой масонства? Его сфера не является достаточно большой, поэтому масонству не стоит ступать на землю, которая ему не принадлежит.

Нет. Оставьте богословам обсуждать догмы. Пусть авторитарные церкви формулируют догмы в своих проповедях. — Пусть масонство является тем, чем оно должно быть, то есть органом открытым для прогресса, всех нравственных идей и высоких стремлений, широких и либеральных (…) "

Именно это решение и было причиной раскола между великим востоком (и лож, следующих за ним) и остальным масонством. Раскол этот в масонстве продолжается по сей день. Члены ВВФ утверждали, что определение является двусмысленным, что ландмарки Андерсона являются его собственными собранными и интерпретированными историческими ландмарками, и что изменения, как в интерпретации и практике имели место до и после.

Решение не универсально, утверждали во Франции. В 1877 году часть лож вышла из ВВФ в знак протеста и сформировали Великую шотландскую символическую ложу, которая в 1894 году приняла новое название — Великая ложа Франции[6][7].

Принятие женщин в масонские организации

 
Жорж Мартен
 
Мария Дерэм

Французское масонство давно пыталось включить в свои ряды женщин. Великий восток Франции создал «Адоптивный ритуал» еще в 1774 году[8][9], в ложах которого сёстры, жёны и дочери масонов получали посвящение в несколько степеней[10].

В 1879 году после разногласий между членами «Верховного совета Франции» двенадцать лож откололись от Великого востока Франции и основали «Великую символическую шотландскую ложу Франции». Одна из этих лож, ложа «Свободных мыслителей» в Ле-Пек, в своей Хартии сохранила за собой право посвящать женщин, провозглашая равноправие мужчин и женщин.

14 января 1882 года Мария Дерэм, известная гуманистка, феминистка, писательница, преподавательница и политик была посвящена в ложу «Свободных мыслителей». Действующий досточтимый мастер, Бр.'. Хуброн, 18°, обосновал этот поступок наличием высочайшей заботы о человечестве в сердце, и вполне логичным применением принципа «Свободный масон — в свободной ложе». Вскоре за это «нарушение» ложа была исключена из ВСЛШФ.

В 1890 году ложа «Шотландский Иерусалим», также принадлежащая к юрисдикции «Великой символической шотландской ложи Франции», подала прошение остальным ложам об основании нового масонского ордена, в который принимались бы и мужчины и женщины. На этот раз ложа предлагала не начинать посвящать женщин, а создать новый орден, работающий параллельно. Основным инициатором этого был доктор Жорж Мартен, французский сенатор, борец за права женщин, а также член ложи «Свободных мыслителей».

14 марта 1893 года Мария Дерэм, Жорж Мартен и несколько других масонов основали Достопочтенную ложу «Право человека», в Париже. Они посвятили и возвысили 16 француженок.

Вскоре после этого, 4 апреля этого же года, была основана первая великая ложа со-масонства, «Великая символическая шотландская смешанная ложа Франции» (фр. Grande Loge Symbolique Écossaise Mixte de France). Это было радикальным отступлением от остальных форм масонства: орден не только не требовал веры в Высшую Сущность, но и открыл дверь всем, кто был «праведен, честен и свободен, совершеннолетний, не судим и доброго нрава».

Признание смешанного масонства

 
Девиз лож либерального масонства — Свобода, Равенство, Братство

Вопреки запрету на взаимодействие в ритуальном контексте, ОВЛА, не признающая смешанное масонство, утверждает, что поддерживает неформальное общение с женскими и смешанными масонскими великими ложами по вопросам взаимоотношений, и что «поэтому, братья могут свободно объяснять профанам, если те спросят, что масонство не ограничивается мужчинами (хотя эта великая ложа не принимает в свои ряды женщин)»[11].

Великий восток Франции с 2010 года решением конвента разрешил принимать женщин в свои ложи. Каждая ложа ВВФ самостоятельно решает вопрос о необходимости принятия женщин. ВВФ принимал активное участие в создании смешанных послушаний во Франции и других странах. При его участии были основаны: Великая смешанная универсальная ложа, Союз Джорджа Вашингтона, Великая смешанная ложа Франции. С целым рядом смешанных послушаний существуют давние братские отношения, с такими как: Великая ложа Италии, Международный смешанный масонский орден «Право человека», с различными менее известными великими ложами. Также, со смешанными послушаниями есть взаимовизитация и участие в различных проектах выходящих за рамки масонства, в благотворительной, просветительской и социальных областях[12].

Известные либеральные послушания

  • Великая женская ложа Франции — международная женская масонская организация, насчитывающая 14000 членов, объединенных в 300 лож по всему миру. Как самостоятельная ВЛ работает с 1952 года. Исключает из своих принципов ландмарку о чисто мужском членстве в масонстве, признает право на свободу совести каждого и выступает за светский характер современного общества в целом. Ложи ВЖЛФ работают по нескольким уставам — Древнему и принятому шотландскому уставу, Французским уставам, Исправленному шотландскому уставу.

Либеральные великие ложи (востоки)