Иблис

Ибли́с (араб. إبليس‎) — в исламе: имя джинна, который благодаря своему усердию достиг того, что был приближен Богом, и пребывал среди ангелов, но из-за своей гордости был низвергнут с небес. После своего низвержения Иблис стал врагом Аллаха и людей, сбивая верующих с верного пути.

Иблис имеет много других имён. Его также называют аш-Шайтан (الشيطان‎, как главу всех злых духов — шайтанов), Адувв Аллах (عدو الله‎ — «враг Аллаха») или просто аль-Адувв (العدو‎ — «враг)»[1]. Для защиты от него, мусульмане часто произносят молитву — истиазу: «А’уззу би-л-Ляхи минаш-Шайтани р-раджим» («Прибегаю к Аллаху [за помощью] против Шайтана, побиваемого камнями») или последние суры Корана (например, Аль-Фалак, Ан-Нас)[2]. Постоянный эпитет Иблиса — ар-раджим (الرجيم‎ — «побиваемый камнями (грешник или отступник)»), который восходит к 34 аяту суры Аль-Хиджр[3].

Содержание

История

Согласно Корану, Иблис ослушался приказа Аллаха пасть ниц перед сотворённым им первочеловеком — Адамом[4]. За своё ослушание он был низвергнут с небес и обречён на адские муки, но по просьбе Иблиса Аллах отсрочил наказание до дня Страшного суда[1]. Иблис поклялся совращать и сбивать с прямого пути людей. После Судного дня Иблис и все, кто послушался его, будут подвергнуты мучениям ада[5]. Согласно преданию, Иблис живёт на земле и возглавляет злых духов — шайтанов и джиннов. Излюбленным местом его обитания являются руины, кладбища, бани и рынки. Он любит пение, танцы и стихи. Иблис заставляет людей забывать о совершении молитвы, постоянно мешает им совершать богоугодные дела[1].

Имена-эпитеты Иблиса
Эпитет Арабское
написание
Значение
А’вар[6] اعور букв. «одноглазый»[7],
возбуждающий низменные страсти,
подстрекающий к прелюбодеянию,
Адувв عدو враг, неприятель, недруг
аль-Аджда الأجدع  
Акнас    
Ашхаб أشهب серый
Вальхан[8] ولهان сеющий сомнение при
совершении омовения
Васвас وسواس нашёптывающий, научающий,
искушающий, сплетник[9]
Гявин    
Дасим[10] داسم подстрекающий супругов
Залянбур/
Залямбур[11]
زلنبور разукрашивающий работу
торговцев на рынке
Карур   побуждающий к небрежности
Кафир كافر неверный, неблагодарный
Кафр    
Мадхур مدحور отверженный[12]
Мазум ﻡﺬءوم опальный, презренный[12]
Макзу    
Меляун ملعون отверженный, окаянный,
проклятый
Марид مارد отступник, бунтовщик,
непокорный, мятежный
Абу-Мирра أبا مرارة отец горечи (желчи)
Мисват    
Мудилл مضل вводящий в заблуждение,
обманщик, обольститель
Музхиб    
Абу-Мурра أبا مرة отец (прародитель) отрицания
Раджим رجيم побиваемый камнями,
проклятый
Сагир (Сейр) صاغر униженный, презренный, ничтожный[13]
Таиф طائف букв. «то, что движется»,
«вращается вокруг чего-либо»,
метафорич. «наваждение»
Фатин فاتن смутьян, искуситель
Хазул خذول изменник, предатель
Хамм    
Ханзаб[8] خنزب мешающий молитве
Ханнас خناس скрывающийся (при
упоминании имени Аллаха)
Хаффаф هفاف нагоняющий страх
Хубаб حباب  
Шихаб شهاب падающая звезда (низвергнутый Иблис),
метеор, факел, головешка

Иблис совратил первого человека — Адама, уговорив его и его супругу ослушаться Аллаха и вкусить плодов запретного дерева[14]. Из-за него впали в неверие Билкис (царица Савская), адиты, самудяне. Ритуал бросания камешков во время хаджа связан с пророком Ибрахимом, который отгонял преследовавшего его Иблиса. Во времена вражды пророка Мухаммеда и курайшитов он вдохновлял мекканцев и мединских лицемеров[1].

В некоторых преданиях говорится о том, что Иблиса звали Азазил (араб. عزازل‎, عَزَازِيل‎) или аль-Харис. Аллах послал его подавить на земле мятеж джиннов, и тот возгордился своей победой. Согласно апокрифу Книга Еноха, Азазель — демон пустыни, предводитель допотопных гигантов, восставших против Бога. История с Иблисом породила несколько богословских проблем, связанных с концепциями предопределения и всемогущества Аллаха. Мусульманские богословы объявили его орудием, которым Аллах испытывает людей. Одним из объяснений отказа Иблиса поклониться (совершить суджуд) Адаму было то, что Иблис счёл это поклонение нарушением истинного единобожия. Данной точки зрения придерживался аль-Халладж и некоторые суфии. По мнению Ибн Араби, в конце концов Иблис будет прощён Аллахом. Образ Иблиса был известен в среде язычников, иудеев и христиан доисламской Аравии. Оттуда и пришли его имена Иблис и Шайтан. История Иблиса считается одним из объяснений причин наличия зла в мире и неверия людей[1].

Этимология имён

Иблис (араб. إبليس‎, мн. ч. ابالسة‎) может быть производным от арабского произношения корня баласа (بَلَسَ‎), означающего «он безнадёжный»; поэтому лингвистическим значением слова Иблис может быть «тот, кто причиняет безысходность/отчаяние»[15]. Другие источники утверждают, что слово происходит от др.-греч. διαβολος — «лукавый», «клеветник»[16].

Слово «шайтан» (араб. شيطان‎ šayṭān — «заблуждение», «отдаление», мн. ч. شياطين‎ šayāṭīn «шайатин») произошло от сев.-зап.-семитск. корня *śṭn «сатан» букв. «быть враждебным», «обвинение» (ср. ивр. שָׂטָן‏‎‎‎ śāṭān, арам. שִׂטְנָא sāṭānā, геэз śayṭān — «сатан(а)»)[17].

У Иблиса есть и другие имена-эпитеты[18]. Одно из имен Иблиса — Азазил (араб. عزازل‎, Азазел عَزَازِيل‎) не встречается в Коране и основных сборниках хадисов, но его можно встретить в некоторых исламских источниках. В них высказывается предположение о том, что Азазил — это первое имя Иблиса. Происхождение этой версии связывают с израильскими преданиями (исраилият)[19].

Происхождение

Иблис является джинном, созданным из огня. Он имеет свободную волю. Будучи когда-то набожным и скромным джинном, он обладал силой, близкой к ангельской.

Падение

Когда Бог приказал всем ангелам, среди которых находился и Иблис, пасть ниц перед Адамом, Иблис, исполненный гордости, ревниво отказался повиноваться приказу Бога ввиду того, что считал Адама низшим созданием[20]. Иблис попросил Всевышнего Аллаха, чтобы Он позволил ему жить свободно до дня Суда. Бог принял просьбу Иблиса и гарантировал наказание Иблису и его последователям в виде адского огня. Бог, чтобы испытать человечество и джиннов, позволил Иблису бродить по земле и пытаться совращать других.

Изображение

Иблис пытается развратить людей через искушение и через лживые предложения. Во время судного дня Иблис будет послан в ад вместе с «соратниками огня». Те, кто успешно следует по праведному пути, будут вознаграждены и отправлены в рай. Коран не изображает Иблиса как врага Бога, поскольку Бог является высшим над всеми своими созданиями, а Иблис — лишь одно из них. Однако, подобно христианству, и в исламе широко распространена вера, что зло в жизни людей в итоге вызвано проделками дьявола[21].

Иблис чаще упоминается в Коране как «шайтан» — общий термин, который используется и по отношению ко всем духовным силам, связанным с Иблисом. Иблис упомянут в Коране по имени 11 раз[22], тогда как Шайтан упомянут 88 раз[23][24].

Интересные факты

Примечания

↑ Показывать компактно

  1.  
    • Упоминается в текстах ряда песен шведской группы Therion.
    • Ряд российских имамов предложили именовать ИГИЛ не «исламским», а «иблисским» государством[25]. Неоднократно именовал ИГИЛ «иблисским государством» чеченский лидер Рамзан Кадыров[26].
  1. Ислам: ЭС, 1991
  2. Аль-Фалак 113, Ан-Нас 114, Аль-Бакара 2:268
  3. Аль-Хиджр 15:34
  4. Аль-Араф 7:12
  5. Аш-Шуара 26:94