Апокриф
Апо́криф (от др.-греч. ἀπόκρῠφος — скрытый, сокровенный, тайный) — произведение, не вошедшее в число канонических книг Ветхого и Нового Завета, утверждённых церковными соборами[1].
Понятие «апокриф» первоначально относилось к произведениям гностицизма, стремившегося сохранить своё учение в тайне, а позднее термин «апокриф» был отнесён к раннехристианским текстам (различные евангелия, послания, откровения), не признанным «боговдохновенными» христианской церковью и не вошедшим в библейский канон[2][3].
Апокрифы Нового Завета делятся на «отреченные» (запрещённые христианской церковью книги) и разрешённые для чтения, но не для совершения богослужения[3].
Содержание
Апокрифы в христианстве
Общие определения
Об апокрифических книгах писал патриарх и канонист Феодор Вальсамон: «есть и некоторые другие книги, называемые апокрифическими, на самом же деле — исполненные превратных догматов»[4].
По определению «Церковного словаря» П. А. Алексеева (Спб., 1817), это — «сокровенные, то есть неизвестно от кого изданные книги, или что в церкви всенародно не читаны, как обыкновенно читается Св. Писание. Таковые книги суть все те, коих в Библии не имеется».
Существуют апокрифы, которые в целом расходятся с традиционным христианским вероучением, но отдельные элементы из них вошли в иконографию и богослужебные тексты: так поздний апокриф, который называется «Протоевангелие Иакова», не признается Церковью боговдохновенным писанием и отвержен Вселенскими соборами, но часть текстов из него уже значительно позже в VIII—IX веках, в пересказанном виде вошло в агиографию, в гимнографию и получило еще более позже, начиная с IX—X веков отражение в иконописи. Большинство Богородичных праздников — Рождество Девы Марии, Введение во храм, частично Благовещение (это отразилось на иконографии) построено Протоевангелием Иакова. Богослужебные тексты праздника Успения построены на пересказе поздних (VI—VII веков) апокрифов.
Борьба с апокрифами до Рождества Христова
Апокрифические книги возникали и до христианства. Вскоре после возвращения евреев из Вавилонского плена ветхозаветный священник Ездра предпринял попытку собрать (и отделить от подложных апокрифов) все — тогда ещё разрозненные и частично утраченные — священные книги. Со своими помощниками Ездре удалось найти, исправить, перевести на современный ему язык, дополнить и систематизировать 39 книг (в Танахе иудейской традиции их объединяли в 22 книги — по числу букв в еврейском алфавите). Те книги-апокрифы, которые противоречили избранным книгам и расходились с традициями ветхозаветного предания, несли в себе след влияния языческих мифов и суеверия соседних народов, и содержащие оккультные практики и магические заклинания, а также книги, не имеющие религиозной ценности (хозяйственно-бытового, развлекательного, детского, познавательного, любовного, и иного характера), заранее строго отсеивались (иногда беспощадно уничтожались) и не вошли в состав Ветхого Завета, а позднее и в состав христианской Библии. Позже часть этих апокрифов всё-таки вошла в состав Талмуда[5]. Апокрифами изобилует и Каббала.
Проблема с неканоническими книгами
После кончины Ездры его последователи — ревнители благочестия — продолжили начатые Ездрой поиски священных писаний, и те книги, что были найдены соответствующими, и те, что были написаны уже в последующие века (например, Маккавейские), были признаны ими богодухновенными. Но строгость и дотошность отбора, а также непререкаемость авторитета и традиций Ездры не позволили вносить новшества в установленный канон Священных книг. И только в более свободной и просвещённой Александрии, где существовала богатейшая библиотека древности, при переводе ветхозаветных книг на греческий язык, 70 (или 72) еврейских толковников — переводчиков, после глубокого изучения, усердных молитв и дискуссий добавили (в греческий текст) к предыдущим 39 книгам ещё 11. Именно этот вариант — Септуагинта — стал основным для христиан[6], говоривших в первые века христианства преимущественно на греческом языке.
Позже, когда протестанты, пользуясь древними рукописными оригиналами, стали переводить Библию на современные национальные языки, то обнаружили отсутствие этих 11-ти книг во всех еврейских текстах и поспешили объявить эти книги апокрифами (хотя не запрещали их, а только объявляли их маловажными). Следует заметить, что даже некоторые каноничные книги (например, Послание апостола Иакова Мартин Лютер называл "соломенным"), не подтверждающие протестантские вероучения, вызывают у них сомнения.
Эти 11 «неканонических» или второканонических, то есть не вошедших в первоначальный канон Ездры, — в Православии почитаются так же, как и все канонические книги Библии. Они даже во время общественного богослужения читаются на паремиях наравне с каноническими. В настоящее время благодаря успехам библейской археологии для некоторых книг стали известны и еврейские тексты, ранее считавшиеся утерянными.
Борьба с апокрифами после Рождества Христова
Уже ранняя церковь столкнулась с ещё бо́льшей необходимостью отделения канонических библейских книг от различных альтернативных апокрифических трактатов, сочинённых в разное время и разными людьми. Некоторые из них писались вполне благочестивыми, хотя наивными и недостаточно образованными, людьми, желавшими по-своему разъяснить и дополнить Священное Писание. (Так, например, в «Хождении Богородицы по мукам» описывается нисхождение Божией Матери в ад и затем представительство Её перед престолом Сына.) Другие апокрифы родились в различных распространившихся раннехристианских сектах и поместных церквах, еретических движениях и в гностицизме, использующем христианскую тематику. Были и такие авторы, которые намеренно, якобы от лица почитаемых в христианстве апостолов, составляли и распространяли «послания», компрометирующие официальную Церковь, по их мнению — скрывающую изначально истинное учение. Поэтому традиционные общины христиан во все времена старались защищать чистоту своей веры, и во все времена на соборах ими составлялись списки отреченных книг — запрещенных апокрифических и откровенно еретических писаний, — которые запрещалось читать, издавать и которые разыскивались и уничтожались (рвались, сжигались или с пергаментов счищались/смывались запрещенные апокрифические и еретические тексты и писались другие палимпсесты).
В канон священных книг Церковью включены 27 новозаветных книг, признаваемых богодухновенными книгами, которые, по мнению Церкви, были написаны непосредственно апостолами — самовидцами Христа. Состав новозаветного канона закреплён 85-м Апостольским правилом. Вместе с книгами Ветхого Завета они образуют христианскую Библию, в которой содержится 66 канонических и 11 второканонических книг, различия по включению этих 11 книг можно найти в православной версии и католической. Именно все эти богодухновенные книги считаются основным авторитетным источником в вопросах священной истории и догматики в основных христианских конфессиях.
Сохранившиеся до нашего времени древние апокрифы имеют не только историческое значение, но в некоторой степени и диалектическое, так как в них отражены взгляды христиан первых веков.
В число апокрифов включают так называемые ветхозаветные апокрифы, апокрифические Евангелия, альтернативные тексты Деяний святых апостолов, Апокалипсисы и пр., а также альтернативные признанным Церковью биографии святых. Писания Отцов Церкви, литургические тексты, жития святых и другие тексты, причисляемые католической, православной и древневосточными церквами к Священному Преданию, к апокрифам не относятся.
Апокрифы сочиняются и в наше время, когда разнообразные секты, «старцы», предсказатели и «чудотворцы» сочиняют и распространяют религиозную литературу, по-своему трактующую историю и принципы христианского вероучения.
Ветхозаветные апокрифы
К числу ветхозаветных апокрифов обыкновенно относят Книгу Еноха, Книгу Юбилеев, Заветы двенадцати патриархов и Псалмы Соломона[7]. Все они были написаны в эллинистический период после кодификации Ветхого Завета Ездрой, однако их отличают от второканонических книг из-за претензии на таинственный (эзотерический) смысл.
Также к ним относят:
- Третья книга Ездры
- Славянская книга Еноха;
- сирийский и греческий Апокалипсисы Варуха («Видение Варуха»);
- «Вознесение Моисея»;
- «Мученичество Исайи»;
- «Завет Иова»;
- иудейские разделы Сивиллиных книг;
- «Видение Исайи»;
- «Завет Авраама» («Откровение Авраама», «Смерть Авраама»);
- «Мельхиседек».
Новозаветные апокрифы
Русское название |
||
---|---|---|
1. | Евангелие Иуды | |
2. | Евангелие от Петра | |
3. | Евангелие детства | |
4. | Евангелие от Египтян | |
5. | Евангелие от евреев | |
6. | Евангелие Истины | |
7. | Евангелие от Марии | |
8. | Евангелие от Фомы | |
9. | Евангелие от Филиппа | |
10. | Евангелие от Никодима | |
11. | Евангелие от Варнавы | |
12. | Евангелие Евы | |
13. | Хождение Богородицы по мукам | |
14. | Пастырь Ермы | |
15. | Дидахе | |
16. | Протоевангелие Иакова |
Апокрифические евангелия
Поскольку в канон вошли только 4 евангелия, из которых только 2 написаны были непосредственными учениками Христа, то в христианской среде часто возникал соблазн дополнить этот список евангелиями остальных учеников (Петр, Иуда, Филипп, Фома) или приближенных Иисуса (брат Господень Иаков, Мария, Никодим). Апокрифических евангелий дошло до нас около 50. Авторы собирали те изустные предания, которые могли забыться, или описывали те события, о которых в канонических Евангелиях были только намеки. Иногда излагали евангельские рассказы в разговорной форме. Имён своих авторы этих текстов не подписывали, а часто для придания большего значения своим произведениям выставляли имя кого-либо из апостолов или их учеников. Содержание апокрифических евангелий разнообразно, однако особый подраздел составляют т.н. "евангелия детства":
- «Евангелие детства», приписываемое апостолу Фоме.
- «Евангелие Псевдо-Матфея» или «Книга о происхождении блаженной Марии и детстве Спасителя» сообщает о юности Иисуса;
- «Евангелие от Иакова» (продолжение «протоевангелия от Иакова»). Детство Иисуса от зачатия до 12 лет. Зачатие, рождение, бегство и жизнь в Египте в течение 3 лет, возвращение и жизнь в Назарете до 12 лет. Происхождение текста неизвестно;
- «Книга Иосифа плотника» — история Иосифа-обручника;
- Арабское «Евангелие детства» — о пребывании Спасителя в Египте;
- «Тибетское Евангелие» («Тибетское сказание об Иисусе») — одно из «евангелий детства», согласно которому Иисус провёл свои ранние годы в Тибете и Индии.
- «Иисус в храме» — 3-дневный спор 12-летнего Иисуса с иудейскими фарисеями в Иерусалимском храме по поводу уже пришедшего Мессии. Происхождение и автор текста неизвестны.
Прочие апокрифические евангелия
- «Евангелие от Апеллеса»
- «Евангелие от Ессеев»
- «Тайное Евангелие от Марка»
- «Евангелие от Андрея» (ему припысывается цитата К язычникам Севера не ходите, ибо безгрешны они и не знают пороков и грехов дома Израилева, хотя сам апокриф ни в каком виде не сохранился)[8]
Апокрифические Деяния Апостолов
- «Деяния Петра и Павла»
- «Деяния Варнавы»
- «Деяния Филиппа в Элладе»
- «Деяние Фомы» (древнего происхождения)
- «Деяния Иоанна»
- «Успение Блаженной Девы Марии»
- «Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова»
- «Деяния и мученичество апостола Матафия»
- «Деяния Павла»
- «Деяния Павла и Феклы»
- «Деяния святого апостола Фаддея, одного из двенадцати»
- «Деяния Филиппа»
- «Мученичество святого апостола Павла»
- «Мученичество святого и преславного первоапостола Андрея»
- «Учение Аддая апостола»
- «29 глава Деяний апостолов»
Апокрифические Послания Апостолов
- «Послание Авгаря ко Христу»
- «Послание Христа к Авгарю»
- «Переписка апостола Павла с Сенекой» (14 писем, упоминаются начиная с Иеронима Стридонского, до XV—XVI веков считались подлинными, затем была установлена их подложность)
- «Послание к Лаодикийцам»
- послания Климента Епископа (5 шт.)[⇨]
- «Послание апостола Варнавы»
- «Послание апостола Петра к апостолу Иакову»[9]
- «Послание двенадцати Апостолов»
- «Третье послание апостола Павла к Коринфянам»
- «Послание Дионисия Ареопагита»
- «Слово св. Иоанна Богослова»